В Всё-таки решилась взяться за исследования.
Причём давно интересующей меня проблеме: Воздействие музыки на организм человека (какая-то банальная формулировка, скорее - способы управления психикой и жизненными процессами организма посредством музыки. Хотя не, "способы" - некорректно. В общем над названием работы ещё нужно работать, а оно напрямую зависит от цели).
Итак, наработки такие:
Первое, что логичнее всего сделать, это взять несколько человек, усадить в кресло, дать наушники, и включать специально подобранные композиции (вот ещё вопрос - по каким критериям подбирать? - их же дофигища!!). Будет исследоваться:
1) влияние на память (запомнить послед. цифр до прослуш. и воспроизвести её после)
2) антропометрия - t тела, пульс, а/д, зрачки, частота дыхания (замер. до и после)
3) влияние на скорость мышления (до и после будут даваться задачки одинаковой сложности, засикаться время решения)
4) рефлекс (можно выбрать например известную процедуру с коленкой и молоточком, можно найти что-то другое)
Ну я думаю это основное. Плюс, конечно, участникам будет предложена анкета (музыкальные предочтения - как раз посмотрим влияние любимой/нелюбимой музыки, состояние - усталый/бодрый, голова болит/не болит и тд)
Второе, что хотелось бы провести, это ЭЭГ. Посмотреть, как изменится "картина нервной деятельности" у человека после прослушивания. Но мне предстоит больше узнать про ЭЭГ, потому что может оказаться, что она ничего не даст, так как регистрирует спокойствие/возбуждение, влияние на отделы мозга(ну и будет возбуждён слуховой центр и цент эмоций, кэп). Надо поговорить со знающим человеком. Может есть смысл провести ЭЭг не во время прослушивание, а после?
И третий эксперимент - это эксперимент по меняющийся структуре воды под воздействием музыки (память воды). Много пишут интересного по этому поводу. Вроде как японский учёный замораживал воду, которая подвергалась воздействию разных жанров музыки и получал под микроскопом кардинально различные структуры льда.
Мало того, позавчера я ездила на химфак и замораживала с Пахомовой просто капельки питьевой воды. Смотрели, насколько кристаллики одинаковые и засекали время оптимальной заморозки. Также приехала подогнанная АФ студентка с фотиком и дорогущим объективом для макросъёмки, чтобы снять картикнки, полученные в микроскопе. И - эврика, пока всё получается!
Было бы всё чудесно, если бы не одно НО. Как мне это связать с целью работы?? "Цель данного эксперимента - наглядно показать, как музыка меняет структуру воды"? исходя из гипотезы - японец получал структурированную воду от классики, и аструктурированную от тяжёлого рока. А по сути какая здесь связь с организмом? То, что человек состоит на 80% из воды, и при прослушивании музыки вода в нём принимает вот такую форму? И что??? Хотя если убрать замечание о некрасивых снежинках от тяжёлой музыки, то в инете я находила о пользе структурированной воды - как например от намагниченной или через которую пустили ток(по идее эффект один и тот же). Там должна быть, нет обязанна(!) быть очень тонкая сложная связь. Может обернуть всё к верху задом и сказать так: "Цель - повторить опыт японца и на основе 1 и 2 экспериментов доказать, что красивые снежинки это хорошо, а некрасивые плохо??" - ну это бред, по моему.
Вот так всегда - есть варик провести интересный эксперимент в лабораторных условиях, но безумно сложно связать его с логикой работы((
Ладно, допустим найду лазейку. По каким параметрам подбирать музыку?
Итак, основные параметры звука - это тембр(различ муз инструменты), частотность, ритм, громкость.
Нет смысла мучить людей большой громкостью, с этим всё ясно.
А вот остальное... подбирать ли именно по этим 3м параметрам или, как будет проще, по жанрам (косяк того, что всё давно изучено заглаживается аргументом, что метал металу рознь, так же как и Бах Моцарту)? По жанрам более актуально, а по основным параментам более научно. Или обосновать жанры этими параметрами (т.е. преобладание высоких частот в одних жанрах, жёсткого ритма в других)? Совсем идеально было бы исследовать некоторые жанры, отдельно некоторые инструменты, отдельно музыку со смысловой нагрузко и без, отдельно каждую из выбранных композиций в быстром и медленном темпе, отдельно с ломким и чётким ритмом(даже разные муз размеры), отдельно мелодии соло или интервалами, или аккордами, отдельно в разное время суток. НО ЭТО ЖЕ ЗА*БИСЬ СКОЛЬКО!!!! Поэтому придётся наверное обойтись только жанрами, с характеристикой каждой композиции по вышеуказаннм (там где много) параметрам.
В заключение подобрать оптимальную музыку для отдыха(снижает а/д, частоту пульса и дыхания, t не поднимается выше 36.6), для обучения (под которую будут быстрее всего решены задачи, и хорошие показатели по запоминаемости цифр), для какой либо активной деятельности(учащение сердцебиения, повыш а/д). - Это пойдёт в задачи.
В выводах сравнить все состояния и определить, хорошо это или плохо и как это можно использовать (например в рекомендации - джаз для гиппотоников, испанская гитара - для гипертоников - в зависимости от результатов конэшн.).
Вот как сюда всунуть память воды и есть ли смысл провести опыт с ЭЭГ?
Остальное вполне реально решаемо.